Консультация для любознательных
родителей.Наши
дети подготовительной к школе
логопедической группы «Карандаш» подросли, но еще остались проблемы речевого
характера. Одна из них недоразвития фонематического слуха.
Фонематический
слух —
это способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать
звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по
звучанию фонемы. У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит
при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном
проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи
которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем. Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию
устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим
строем языка предшествует другим формам речевой деятельности — устной речи,
письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной
речевой системы, и не до развитие фонематического слуха ведет у детей к
недоразвитию всей речевой системы. К шести годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи
детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуком. Речь в
целом становится чище, отчетливей. В меньше степени встречаются перестановки и
употребления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов. Возрастная
речевая активность детей, они чаще и чаще задают вопросы взрослым. Начинают
овладевать монологической речью. Таким образом, фонематический слух формируется у детей на протяжении всего
дошкольного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше будут в этот
период общаться и заниматься с ребенком взрослые, тем меньше у него потом будет
проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, т.е. не будет проблем в
дальнейшем обучении ребенка грамоте и письму. Поэтому я предлагаю родителям чьи дети посещают логопедическую группу игры
для развития фонематического слуха, но и всем любознательным. «Игры на формирования
фонематического слуха у детей 5-6 лет». «Где позвонили? » Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку
завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах.
Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться
местами. «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей.
Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу
узнает, кого именно поймал он. "Колокольчики" Цель – дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с
низким и высоким звучанием); называть прилагательные, обозначающие характер
звучания колокольчика: "низкое", "высокое". Ход игры. Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся
по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с
высоким. Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат. Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты
должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно
использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку
низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким
голосом). Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?» Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа-
слева – сзади – спереди. "Поставь по порядку" Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать,
различать, называть звучащие музыкальные игрушки. Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен
будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка.
Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит". Предложите ребенку поиграть на игрушечных музыкальных инструментах.
Расскажите ему о правилах игры: "Я буду играть, а ты внимательно слушай,
какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая
последней". "Коробочка гремит" Цель – дифференцировать неречевые звуки. Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После
прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все
коробочки на стол в один ряд. Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они
гремят. Попросите найти две одинаково звучащие коробочки. Игра «Скажи, что ты слышишь? » Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и
металлические ложки, ширма. Описание игры: сначала показать и назвать предметы, демонстрируя их звучание. Затем за
ширмой выполнять различные действия с предметами (переливать воду, пересыпать
крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук
льющейся воды и т. д.) «Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы:
перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет,
подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука. «Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее,
ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее
хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
Меняемся? Хорошо!
Игры на развития речевого слуха:
Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса.
Игра «Кто как кричит? »
«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;
«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.
Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?
— Кто ел из моей чашки?
— Кто спал в моей постели?
— Кто же был в нашем доме? И т. п
"Аленушка-ревушка"
Цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:
У нас живет Аленушка,
Плакса девочка и ревушка.
Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.
Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.
"Знайки"
Цель – развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом.
Ход игры. Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " – "Это грузовик".
-"Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы". – "А как называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер". – "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " – "Да". – "Зачем? " – "Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".
"Кто стонал? "
Цель игры – дифференцировать звуки по высоте звучания (высокий, низкий)
Ход игры. Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: "Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком? "
"У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: "О-о-о" (стон мальчика имитируйте высоким голосом) .
Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика.
Спросите ребенка, указав на изображение: "Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика? "
Выслушайте ответ и скажите: "У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: "О-О-О" (стон передайте низким голосом) .
Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?
Предложите поиграть, скажите: "Я закрою рот экраном и буду произносить звук О высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или мужчина".
Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу.
Игра «Подбери нужное слово»
Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.
Я опять задачу дам—всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?.
Что построили с тобой?.
На крючок в реке попал?.
Может всё, хоть ростом мал?.
(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)
Дифференциация по ритму:
Игра «Кто стучится? »
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Описание игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / ( отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.
Игра «Капельки»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.
Описание игры: взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
Спасибо! Удачи всем!