04.09.2023
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технологиями. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука», то есть — «наука о мастерстве». В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии: Здоровьесберегающие технологии.
Технологии проектной деятельности.
Технологии исследовательской деятельности. Информационно-коммуникационные технологии. Личностно ориентированные технологии.
Технология портфолио.
Социоигровые технологии. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧ: Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья; Увеличение резервов здоровья. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: Пальчиковая гимнастика; Гимнастика для глаз; Дыхательная; Артикуляционная; Музыкально-дыхательные тренинги; Динамические паузы; Релаксация; Арттерапия, сказкотерапия; Двигательная терапия, музыкотерапия; Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЗАДАЧА: Развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: Работа в группах, парах; Беседы, дискуссии; Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧА: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
ФОРМЫ РАБОТЫ: − эвристические беседы; − постановка и решение вопросов проблемного характера; − наблюдения; − моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); − опыты; − фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; − «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; − подражание голосам и звукам природы; − использование художественного слова; − дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; − трудовые поручения, действия.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗАДАЧИ: Стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ; Сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Особенности использования ИКТ. Требования к компьютерным программам ДОУ: − Исследовательский характер; − Легкость для самостоятельных занятий детей; − Развитие широкого спектра навыков и представлений; − Возрастное соответствие; − Занимательность. Классификация программ: − Развитие воображения, мышления, памяти; − Говорящие словари иностранных языков; − Простейшие графические редакторы; − Игры-путешествия; − Обучение чтению, математике; − Использование мультимедийных презентаций. Преимущества компьютера: − Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; − Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; − Обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; − В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; − Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий: − Недостаточная методическая подготовленность педагога; − Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях; − Бесплановость, случайность применения ИКТ; − Перегруженность занятия демонстрацией. ИКТ в работе современного педагога: − Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). − Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. − Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. − Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. − Создание презентаций в программе Рower Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЗАДАЧИ: Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ; Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ; Игры, спортивные досуги, НОД; Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность; Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО.
ЗАДАЧИ: Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности; Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ЗАДАЧИ: Развитие взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия. Коррекция импульсивного, агрессивного, демонстративного, протестного поведения. Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия. Решение задач «социального» закаливания. Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: Коллективные дела, работа в малых группах на НОД, тренинги на умение договариваться. Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры. Сказкотерапия. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки. Тренинги, самопрезентации. Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.
Литература: Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. — М., 2007. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — М., 2004. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология»: Методическое письмо от 17.06.1997 № 760/14–12 // Вестник образования. — 1998. — № 10. Новиков А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: Эгвес, 2004. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003. Основные термины (генерируются автоматически):